В настоящее время,
как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и потребности
человека. Характер образовательной
системы должен быть личностно –
ориентированным. Младший
школьник не равнодушен к той деятельности, которой он занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет
ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты,
элементарно анализирует свою
деятельность, оценивает свои успехи,
определяет причины ошибок и анализирует
неудачи. Для этого процесс
обучения должен делать ученика субъектом, его надо учить учится, осознавать личную ответственность за результаты обучения.
Приоритет образования в период информатизации требует замены старой парадигмы: «учитель – учебник –
ученик» - на новую. Исходя из этого,
учитель должен организовать
самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В
процессе обучения учитель должен опираться на индивидуальные особенности
школьника, а для этого надо изучать личность каждого ученика, его
взаимоотношения с одноклассниками,
родителями.
Педагогика
сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических
обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в
образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в
обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д.
Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т.
Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж.
Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической
практики и науки.
Педагогика
сотрудничества имеет следующие классификационные
характеристики:
по
уровню применения -
общепедагогическая технология;
по
философской основе - гуманистическая;
по
основному фактору развития - комплексная
биосоцио- и психогенная;
по
концепции усвоения -
ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
по
ориентации на личностные структуры -
всесторонне развитая и гармоничная;
по
характеру содержания - обучающая и
воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по
типу управления - система малых групп;
по
организационным формам - академическая и клубная, индивидуальная и
групповая, дифференцированная;
по
подходу к ребенку -
гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по
преобладающему методу -
проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
по
категории обучаемых - массовая.
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
Ø переход от педагогики требований к педагогике отношений;
Ø гуманно-личностный подход к ребенку;
Ø единство обучения и воспитания.
В "Концепции среднего образования
Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной
развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и
результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество
многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения
"учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как
субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны
действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива отношения сотрудничества
устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими
организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений
учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями,
семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре
направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится
развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни
внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного
развития личности.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в
решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание
обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая
цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам
мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества
отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в
современной школе:
превращение
школы Знания в школу Воспитания;
постановка
личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая
ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие
творческих способностей ребенка;
возрождение
русских национальных и культурных традиций;
сочетание
индивидуального и коллективного воспитания;
постановка
трудной цели.
Идеология и технология педагогики
сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее,
ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания,
деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций
педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами,
формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное
окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников
воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления,
сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные
институты защиты детства. Педагогика
сотрудничества представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма
и творческого подхода к развитию личности.
Основные положения: отношение к обучению как к творческому
взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея постановки
трудной цели и внушение уверенности её преодоления, самоанализ (индивидуальное и коллективное
подведение итогов деятельности учащихся), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию,
сотрудничество с родителями.
Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли
учителя. Роль учителя состоит не в том,
чтобы учить, а в том, чтобы помогать
учиться. Учитель должен стать создателем
развивающей среды, побуждающей ребёнка
добывать знания.
Педагогика сотрудничества предполагает хорошее знание индивидуальных
особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Когда дети работают
самостоятельно и у них возникают трудности, учитель приходит на помощь и
оказывает её с учётом индивидуальных особенностей, т. е. учитель выступает как
помощник, помогающий в преодолении трудностей.
В случае затруднения обратиться можно и к своим одноклассникам. Работая, учитель должен помнить о том, что
внимание должно уделяться каждому ученику, а радоваться даже самому маленькому
успеху ребёнка. Хорошее слово учителя –
один из главных инструментов для создания доброжелательного психологического
климата на уроке и создания в классе развивающей среды. Как же радуются дети. Когда слышат в свой адрес
слова похвалы. Зная особенности детей своего класса, даю возможность всем чувствовать себя
уверенно, быть востребованным, не бояться высказывать свои мысли, своё мнение
даже если оно ошибочно. Вместе и сообща,
путём рассуждений мы дойдём до истины. А
она, как известно, рождается в споре.
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приёмы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью. Он ощущает внимание учителя лично к
нему. Необходимо помнить, что обучать
надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку
зрения, установку на дальнейшую
деятельность. Ориентация на
потребности конкретных детей в их
индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственном
сотрудничестве учителя. Родителей и самих детей. В младшем школьном
возрасте дети очень привязываются к нам
педагогам, устанавливается естественная
внутренняя связь. Дети стараются подражать нам во всём, копировать манеры, следуют за авторитетным и
любимым взрослым. Поэтому педагог должен быть союзником, помощником и, может
быть, даже другом. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто,
доверчиво относятся к взрослым – в школе
и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а
дружелюбные, товарищеские отношения с
детьми в семье. Способности всех детей различны, искусственно форсировать
развитие их невозможно, тем более,
достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа. Учителю необходимо проявить мудрость и
терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как принято считать, мы
воспитываем личным примером, собеседничеством и сотрудничеством. Процесс
обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Учить надо так, чтобы
ученику удобно было учиться, а для этого надо искать способы, с помощью которых можно осуществить это
учение. Главное мерило обучения – это возбуждение интереса детей к учению.
Интересно детям учиться, светятся их глаза,
значит, учат великолепно, и потому ученики чувствуют себя свободными
.Как мы видим. Два понятия «свобода» и «сотрудничество» находятся совсем рядом,
а движение по пути сотрудничества есть движение к гуманизму. Но если
предоставить детям полную свободу, не создавать при этом отношения
сотрудничества, то выпадает главное,
обострение совести.
Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, тонкой игре усилий каждого, во взаимном
побуждении, которое делает ненужной требовательность, рождается совестливое
отношение к людям, работе, обязанностям.
Сотрудничество умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и
пластичное. Очень хороший результат даёт общение намёками, улыбками,
полусловами. Как можно меньше делаю замечаний ученикам. Считаю, что это не
только бесполезно, но и вредно. Психологи
давно установили, что всякое представление о движении вызывает движение.
Очень вредны замечания типа: «Не вертись!» вредны, потому что вводят в сознание ученика предположение о возможности свершения такого
поступка. Обучая и воспитывая, надо приучать детей к
самостоятельности. Не надо переделывать ребёнка, не надо переделывать и себя. Все усилия надо
направлять не на ребёнка, не на себя, а на главное – отношение к ребёнку. Известно
давно, что человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от
воздействий, а только от собственных
душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми. Антуан де Сент – Экзюпери писал, что человек – это узел отношений. В
каждом слове, в каждой интонации, в каждом маленьком поступке отражаются все
наши убеждения. Учителю надо иметь очень чуткое сердце. У нас должно хватать
способностей, сил и времени на каждого ребёнка, надо добиваться лишь того, чего
мы можем добиться от ученика, не посягая
на него. Для того чтобы
сотрудничать, необходимо ставить общие
цели, которые объединяют, побуждают
работать дружно и во имя достижения
успеха. Отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю.
К этому нужно идти постепенно и последовательно.
Педагогика сотрудничества – это благо для учителя, родителей и самих учеников. Она имеет
корнем труд, которым держится, к
труду зовёт, трудом и награждает. Её главное орудие – успех. Сотрудничать могут
пары, группы, классы, но все
используется для того, чтобы дети приобретали
навыки коммуникации и умели рефлексировать.
Основные
элементы обучения сотрудничества:
- работа ученика контролируется учителем;
-
в группе должен быть сильный ученик и слабый;
-
группы не должны быть постоянными( это подготовка к жизни, в ней не всегда
приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно)
- учитываются интересы всех детей;
- каждый имеет право голоса.
Правила поведения при работе:
-
будь корректным по отношению к товарищу;
-
высказывай свою мысль четко и кратко;
-соблюдай
очерёдность;
-
не спеши с ответом, сначала всё обдумай;
- будь активен
и любознателен;
- справедливо относись к другим.
В организации работы должна быть положительная взаимосвязь:
-
общая цель: научить каждого в
отдельности и всех вместе;
-
распределить роли в каждой группе – подводящие итоги, одобряющий, а так же поддерживающий каждого в
процессе обучения, развивающей идеи.
Парное «взаимообучение»
предполагает, что учащиеся помогают и
поддерживают друг друга в стремлении учиться.
Учитель организует пары таким образом,
чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания. При этом
должна быть индивидуальная ответственность. Учитель постоянно следит за уровнем знаний
каждого, может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного. Умение
сотрудничать – это умение лидировать, но не притесняя и не ущемляя интересы
других, умение принимать решения, умение
разрешать конфликты, если они возникли.
При организации такой работы должен быть труд каждого в отдельности, из
которого складывается совместный результат.
Т. о. это работа каждого в отдельности, это работа
всех, это взаимодействие учителя и учащихся.
Очень важно, чтобы все были
активны, обсуждали, высказывали своё мнение, слушали друг друга, сами задавали вопросы товарищам. Одарённые дети и так всегда на виду и у
учителя, и у своих одноклассников, а те, кто менее способен, не так заметны. Вот их самый малейший успех
и надо отмечать. Прежде, чем
поставить перед детьми проблему, учитель должен чётко себе представить,
а почему я хочу, чтобы дети научились
этому, как я могу побудить их к
мышлению? Очень важно поощрять у
школьников собственное мнение.
Воспитывать и направлять на умение слушать других, делать выводы. Такой подход позволит ученикам
ощущать себя полноправными участниками процесса обучения, основанного на
демократическом подходе.
Распределяя детей на группы для работы, учитываю уровень развития, чаще всего это 4 - 5
человек. Предлагаю объединиться по интересам.
Но
обязательными для всех являются условия:
-
каждый должен слушать своих товарищей;
-каждый
должен принимать участие в работе;
-
каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна;
-
каждый должен оказать помощь, если его об этом просят.
Такой
подход к работе детям нравится, они ощущают себя не простыми исполнителями воли учителя, а активными
участниками процесса обучения. Педагогика сотрудничества позволяет
учить хорошо всех, предоставляя возможность каждому ученику
учиться на пределе своих сил, а это
ведёт к развитию ребёнка. Очень важно живое общение учеников друг с другом и с
учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между
самими детьми во многом определяет результативность. В таком общении складываются
гибкость мышления, преодолеваются стереотипы, формируется творческая, критическая, самостоятельная
и самокритичная личность. Эффективность
общения во многом зависит от
взаимоотношений педагога и ученика. Ребёнок должен иметь право на свою точку зрения
и не бояться её высказывать, в ожидании наказания или замечания учителя, страха
осуждения. Иногда умение отстаивать своё мнение
важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. Сотрудничая с
детьми, необходимо не только ставить
перед ними учебную проблему, но и
самому являться активным участником
диалога, мудрым помощником. Важно не только и не столько получить правильный ответ от ученика, но и сделать эмоционально значимым и ценным
для ребёнка путь поиска этого
ответа. При работе в классе должна быть
создана атмосфера доброжелательности. Уделено внимание каждому, там, где сотрудничают, не бояться насмешек
при неправильном ответе, не опасаются
плохой отметки. Педагогика сотрудничества помогает развивать мышление каждого
ребёнка. Ученик должен быть не потребителем знаний, а активным их добытчиком, участником их
приобретения. Педагог и родители при такой организации обучения и воспитания –
добрые и мудрые советчики и помощники.
Организуя обучение, стараюсь обеспечить каждому ребёнку чувство
радости познания, развитие его способностей, чувство психологической
защищённости. В непринуждённой обстановке дети смело высказывают свои мысли,
принимают участие в обсуждении
рассматриваемого вопроса. А если ошиблись, то
ищем правильный ответ все вместе.
|