«"Школьные трудности" или как
помочь своему ребенку»
Цель: формирование у родителей
представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной
школе.
Задачи:
1.
Познакомить
родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
2.
Проанализировать
школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
3.
Дать
рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
Форма проведения: лекторий для
родителей.
План
родительского собрания:
1.
Понятие
«Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения
у обучающихся 2 класса
2.
Трудности
формирования навыков письма и чтения у обучающихся разного типа:
2.1
Анализ школьных трудностей у леворуких детей
2.2
Особенности учебной деятельности медлительных детей
2.3 Типичные
школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
3.
Рекомендации
родителям по выполнению домашних заданий с обучающимися каждого типа
4.
Правила
для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»
Ход собрания
Понятие
«Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения
у обучающихся 2 класса
Как
известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени
возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях
целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
Это системная помощь детям с
трудностями в обучении, включающая меры не специфической (оптимизация учебного
процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе
и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных
функций.
И самое главное - организация
комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и
системное взаимодействие педагога, и родителей.
Особенности обучения в современной
школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, значительной
интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением
учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего
школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый
путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв
веру в себя, в свои силы.
Многих сегодня волнует вопрос, каким
образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для
оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те
или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях,
образовавшиеся на начальном периоде обучения чтению, письму, как правило,
приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.
Успешность обучения каждого ученика
зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут
явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их
преодоления.
Как правило, в первые месяцы обучения
поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или,
наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит
один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята
становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно
усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень
быстро устают и, становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются
слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате
отстают.
Особенности учебной деятельности медлительных детей
Школьные трудности медлительных детей
долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем,
именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого
класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные
трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их
школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная
особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности
сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям
необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а
с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых
в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость
выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако
качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если
представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза
медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много
раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя
оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней
необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
Можно ли заставить ребенка работать
быстрее?
Медлительного ребенка нельзя заставить
писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза)
скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой
деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость
письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения
нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не
только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но
и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка
ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность,
повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк,
появляются ошибки – пропуски, замены, не дописывания, исправления), и на чтении
– «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего»
чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный
ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует
обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка
все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в
спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.
При работе с такими детьми главный
залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома,
которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить,
успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для
спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное
задание.
Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
Трудности обучения наиболее часто
отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения.
Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные,
двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Гиперактивность
(повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения
— совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и
серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения.
Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом
переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в
состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание
на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети
резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие
намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет
удовольствие.
Нарушение поведения, как правило,
сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь
такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
Во-первых, стоит
разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться
к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
Во-вторых, необходимо научиться
общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям
при выполнении домашних заданий.
Рассмотрим некоторые рекомендации:
· Не допускайте
(никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.
Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне
надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых),
бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
· Не
разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом,
что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь,
если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо
всем поговорим»).
В-третьих,
постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих
детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
Рекомендации
родителям по выполнению домашних заданий
с обучающимися каждого типа
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий
леворукими детьми
1.
Создайте
ситуацию комфорта и успешности;
2.
Не
создавайте эмоциональных проблем;
3.
Нельзя
укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
4.
Не
используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
5.
Поощряйте
любой успех ребенка, даже самый малый;
6.
Требуйте
от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
7.
Будьте
сдержанным со своим ребенком;
8.
Перед
выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
9.
Домашнее
задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку
снять напряжение;
10.
Следите
за правильным держанием ручки во время письма;
11.
Домашние
задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
12.
Будьте
снисходительным к почерку.
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий
медлительными детьми
1.
Создайте
ситуацию комфорта и успешности;
2.
Не
создавайте эмоциональных проблем;
3.
Будьте
сдержанным со своим ребенком;
4.
Не
требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и
при чтении;
5.
Предъявляйте
информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
6.
Не
используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
7.
Чаще
используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
8.
Не
показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте
такт и терпение;
9.
Поощряйте
любой успех ребенка, даже самый малый;
10.
Не
наказывайте за медленный темп работы;
11.
Чаще
проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на
развитие общей моторики;
12.
Домашние
задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно
организовывая деятельность;
13.
Детально
планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
Рекомендации
родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными
детьми:
1.
Создайте ситуацию комфорта и успешности;
2.
Не создавайте эмоциональных проблем;
3.
Рабочее
место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без
помех;
4.
Тщательно
планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
5.
При
выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр)
следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
6.
Говорите
с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой,
инструкция (задание) ясной и однозначной;
7.
Не
акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все
трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
8.
Домашние задания выполняйте в определенное
время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
9.
Поощряйте любой успех ребенка, даже самый
малый;
10.
Детально
планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
Успехи
ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь
со стороны близких.
Правила
для родителей по организации помощи детям,
имеющим «школьные трудности»
Результаты
работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и
целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия –
наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна
ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще
всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как
взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:
· успешное
продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не
увеличиваются, а уменьшаются;
· работать
необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
· начинать занятия
следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
· необходимо
делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или
произошли какие-то особые события;
· во время занятий
через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на
расслабление;