Пояснительная
записка
Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:
- в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
- с рекомендациями Примерной программы по внеурочной деятельности,
начальная школа, Москва, Просвещение, 2010 г., рекомендованной Министерством
образования и науки Российской Федерации;
- с
особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов обучающихся.
Программа
«Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной
деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного
стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности,
которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения
нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве
закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному
миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих
коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче
ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная,
систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения
начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются
основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие
манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных
местах. Если элементарные нормы
культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится
восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу:
перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие
школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми,
невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее
время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь
именно на примерах литературных героев
воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается
боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную
информацию.
Необходимость преодолеть все эти
недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного
поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо
проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель данного курса – формирование духовно-нравственных,
эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям
общественной жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить
следующие задачи:
Ø
формирование
навыков общения и сотрудничества;
Ø
формирование
у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
Ø
развитие
коммуникативных умений в процессе общения;
Ø
введение в мир человеческих отношений, нравственных
ценностей, формирование личности.
Основными методами реализации
программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников
к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм
морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций,
исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 1
час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные
·
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
·
ориентация
на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
·
формирование этических чувств, прежде всего
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Метапредметные результаты
Регулятивные
·
умение использовать речь для
регуляции своего действия;
·
умение выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
·
умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных
затруднений и физических препятствий;
Познавательные
·
формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
·
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы;
· основам смыслового
чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
·
умение
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
·
умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать
собственное мнение и позицию;
·
умение задавать вопросы;
·
допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
К концу учебного года учащиеся научатся:
Ø
Употреблять
различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;
Ø Обращать внимание на
внеречевые средства контакта: позу,
взгляд, мимику, прикосновение;
Ø Вести себя среди людей так, чтобы
им было хорошо, приятно, удобно;
Ø Правильно общаться по телефону;
Ø Правильно оценивать себя и
других;
Ø Приводить свою внешность в порядок; соблюдать
аккуратность;
Ø Встречать гостей, дарить и
принимать подарки;
Ø Делать весёлые подарки или
хорошие розыгрыши;
Ø Принимать красивые позы во время
посадки и ходьбы;
Критерии оценивания
планируемых результатов
воспитания и
развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются
поставленными задачами и ориентируются на следующие
Критерии.
1. Изменения в модели поведения
школьника:
-
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге
(высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы,
добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание,
творческая работа);
-
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление
доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
-
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности,
инициативы, лидерских качеств;
-
создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально
действующих мотивов.
2.
Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и
этикета:
- использование полученной информации во
внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика
(высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание
необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц,
героев художественных произведений и фольклора с точки зрения
соответствия нравственным
ценностям.
3. Изменения в мотивационной и
рефлексивной сфере личности:
-
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
-
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного
поведения, побуждение вовремя его изменить;
-
способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Все программу можно скачать ЗДЕСЬ