Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент),
- базисный учебный план школ РФ, который содержит:
- распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям,
- по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы,
- на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план,
- каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет рабочую программу.
Таким образом, рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:
- титульный лист,
- пояснительная записка,
- тематический план,
- содержание учебного предмета,
- перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,
- список литературы для обучающих и педагогов.
По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться:
- календарно-тематическое и поурочное планирование,
- образцы текстов и тестовых контрольных,
- вопросы к зачетам,
- темы рефератов, проектов и т. д.
Все вышеперечисленное является учебно-методическим оснащением учебной программы.