Детский дорожно-транспортный
травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к
увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа
дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма
низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный
отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий,
методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений,
учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по
предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко
многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на
улице должны сознательно прививаться семьей.
Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится
именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на
дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких
пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные
трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на
сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады,
школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами
дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их
выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще
являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать
из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь
свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и
подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки,
проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют
надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко
отсутствует.
Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было
эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности,
последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми
различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных
особенностей ребенка.
В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и
комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых
состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения
и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка
в дорожном движении.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими
особенностями их психофизиологического развития, как:
1. незрелость;
2. неспособность правильно оценивать обстановку;
3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
5. стремление подражать взрослым;
6. переоценка своих возможностей;
7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма,
отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает
под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение
скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные
выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями,
невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не
столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в
реальных условиях улицы.
Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать
формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в
дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на
улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.
Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с
детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания,
специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма.
|