Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования
и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих
способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4
классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное
воображение, познакомиться с различными художественными материалами,
направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных
во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка:
инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и
др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий
заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них
есть.
Программа
затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру,
знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе
личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого -
личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа
предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и
психофизиологические особенности ребёнка.
Развитие
художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены
в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности
подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение
произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической
работой школьников.
Художественная
деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности;
обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и
индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
При
отборе материала важное значение имеет выявление нравственного,
эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая
цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты
школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
В
основу программы положены следующие общие направления: действие и радость,
увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них
чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по
классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру
изучения искусства. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий 1 раз в
неделю.
Цель программы
Содержание программы "Весёлый карандаш»”
нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры
духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным
ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта
прошлого. Формирование "культуры творческой личности” предполагает развитие в
ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,
позволяющих самореализоваться в различных видах и формах
художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1.
Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным,
декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2.
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как
основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного
отношения к жизни.
3.
Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4.
Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение
диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание
эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на
произведения искусства.
5.
Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа
подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у
учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны
сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд
специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое
развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и
фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать,
поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию
детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского
воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации
коллективных выставок по изобразительному искусству.
При
всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду
структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется
возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой,
сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить "зрительское
умение”, оценить художественный труд.
Ожидаемые результаты
Опорным моментом выступает композиция
окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений,
позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные
занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами
подведения итогов реализации
программы "Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные),
соревнования, художественные конкурсы, проект
В результате работы по программе «Весёлый карандаш» обучающиеся
научатся:
•
различать
произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли
этих искусств в жизни людей;
•
знать об
особенностях национальной художественной культуры;
•
иметь
представление о выразительных возможностях художественных материалов,
элементарных техниках;
•
уметь
рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
•
произведениям
изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
•
воплощать свои
фантазии, уметь выражать свои мысли;
•
составлять
композиции, узоры;
•
создавать
творческие проекты;
•
доводить работу
до полного завершения.
при выполнении
практических работ уметь использовать элементарные образные возможности
художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство,
пропорции и т. д.).
Личностные результаты:
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
проявлять
способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной
оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
творчески откликаться на события окружающей жизни;
умение
применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности;
стремление
использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности иповседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства;
оценки
произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещениивыставок,
музеев изобразительного искусства;
овладения
практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна,
цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
№ раздела |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Истоки родного
искусства. |
9 |
2 |
«Древние города ». |
9 |
3 |
«Образы художественной
культуры». |
8 |
4 |
«Представление народов о
духовной красоте человека» |
6 |
5 |
«Достижения
человечества». |
2 |
Всего |
|
34 |