Информационно-коммуникационные
технологии.
Внедрение ИКТ в содержание
образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных
областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и
пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное
значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации
школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к
использованию компьютерных программных средств
при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению
элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления
коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения
информационных технологий.
Применение новых и
новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых
понятий.
В начальной школе невозможно провести
урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти
нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Наиболее эффективными средствами включения
ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
• игровая деятельность;
• создание положительных эмоциональных
ситуаций;
• работа в парах;
• проблемное обучение.
За последние 10 лет произошло коренное
изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в
жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном
мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек,
умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый
стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к
организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых
информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет
возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной
грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в
начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией,
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Начальная школа - фундамент, от
качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую
ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в
системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень
образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение,
письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа
представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в
образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе
важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную
активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в
образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
В процессе изучения, многообразного
применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать
не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из
максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать
гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения
в сложных ситуациях.
В процессе применения ИКТ происходит
развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в
условиях информационного общества, в том числе:
- развитие
наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного,
творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования
возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное
решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование
ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по
принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений
осуществлять обработку информации.
ИКТ приводит к
интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса
обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов
(стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт
использования современных средств обработки информации, в том числе и
аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Компьютер выступает в
роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам
чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными
техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической
аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание,
способность речевого воспроизведения.
При использовании ИКТ
мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению,
появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
|