В настоящее
время главными задачами учителя
начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых
компетенций, умения видеть
перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире,
реализовать себя в будущем.
Одним из путей
решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий
в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства
обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими
деятельность учащихся, в некоторых же
технологиях эти средства составляют
главную идею и основу эффективности результатов. К таким
технологиям можно отнести игровые
технологии. В самых разных системах
обучения игре отводится особое место. И
определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка.
Ребёнок от рождения и до наступления зрелости
уделяет огромное внимание играм. Для младшего
школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,
особенно игровую. Для младшего
школьника игра имеет исключительное значение: игра для них –
учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Принцип
активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в
дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и
соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием
целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды,
т.е. применением педагогической технологии. Наиболее
приемлемой технологией повышающей
познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Игра –
ведущий вид деятельности для дошкольного
возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития.
Способность включаться в игру не связана
с возрастом, но в каждом возрасте
игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение,
а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Игровая деятельность
в учебном процессе позволяет реализовать
дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Я использую игры
и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Стоит
только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно
преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять
задание.
В процессе изучения и использования на
практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Прежде всего
это: Игры, требующие от детей исполнительской
деятельности.
С помощью этой
группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с
простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе
игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые
выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют
воспроизводящую деятельность. К этой группе
относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков
правописания. В-третьих, игры, в которых запрограммирована
контролирующая деятельность. К ним можно
отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Особое внимание
уделяю играм, требующим от детей
преобразующей и поисковой деятельности. Ученики очень любят игры данных групп.
Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск
недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя,
сюжет, правило, что позволяет
использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Как
облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество
вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1)соответствие игры
учебно-воспитательным целям урока;
2)доступность для учащихся
данного возраста;
3)умеренность в использовании игр
на уроках.
Например,
даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до
финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому
уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся
предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо
успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее
решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может
считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к
математике учащимся с разными математическими способностями.
Для активизации деятельности учащихся на
уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают
возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь
класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Дети
любят необычные задачи в стихах, которые не только развивают смекалку, но и математические
способности.
В
этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются
выполнять их.
Учебные
задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия
деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.
Названные
игры, как я уже сказала, представляют
собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру,
меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой
стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах,
воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.
Я считаю, использование дидактических игр на уроках в
начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала.
Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны
работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа
закладывает фундамент для обучения
дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень.
Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и
самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития
индивидуальных способностей, ключевых компетенций.
Во внеклассной
работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания
младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как
ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно
напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление,
напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто
больше?", "Угадай-ка!".
|