ТЕМА
УРОКА: «ОБОБЩЕНИЕ
ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ И ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»
Тип урока:
Повторение и закрепление изученного (
части речи).
Цели:
обобщение знаний
учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
предлог); развитие сообразительности,
логического мышления; обогащение
словарного запаса;
воспитание чувства взаимовыручки.
Задачи:
Образовательные:
Обучать грамотному, каллиграфическому письму.
Совершенствовать
умение распознавать части речи через природные явления и признаки весны.
Совершенствовать орфографическую зоркость, умение «
видеть» орфограммы.
Развивающие:
Продолжать развивать
устную речь учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и
активизировать словарный запас.
Продолжать работать
по формированию умения сравнивать,
обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их
вслух.
Развивать умение работать в парах, в группах,
развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать интерес к русскому языку, логическое и
образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность,
интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развивать памяти, воображения.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
обобщать.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке,
интерес к процессу познания.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески
активной личности.
Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову
как единице общения между людьми.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать умение слушать одноклассников,
высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
Воспитывать умение совместной деятельности при
работе в парах.
Воспитывать
чувство взаимопомощи,
взаимовыручки, ответственности за свои действия.
Воспитывать любовь к Родине.
Методы работы на уроке
– коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос,
самостоятельная работа.
Средства обучения
– таблицы, индивидуальные карточки, учебная доска, магнитофон.
Формы контроля
– индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
I. Организационный
момент
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись,
глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!
II. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, я сейчас взглянула в окно, и у меня возникло желание загадать вам
загадку. Вы уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда главную героиню нашего урока.
В Ч Е Щ С Ц Н Х А
-Вот наша красавица Весна! Но, думаю, ребята, что
Весна была бы еще краше, если бы в руках
у нее был букет из весенних цветов. А вы
как думаете? Соберем букет для Весны?
- Сегодня на
уроке мы поговорим о весне-красне, о первых весенних цветах. А помогут нам в этом наши друзья помощники
ЧАСТИ РЕЧИ.
III. Работа в парах
(на партах карточки с различными вариантами вопросов, на который дети дают
ответ после обсуждения в паре).
- Что мы знаем о частях речи?
- А об имени существительном?
-А что вы знаете об имени прилагательном?
№1.
Соедини
стрелками слова
Имя
существительное что
сделать? что делать? предмет
Имя
прилагательное
кто? что?
признак предмета
Глагол
чей? Какой?
действие предмета
|
№2.
Соедини
стрелками слова
Именительный о ком? о чем?
Родительный кому?
чему?
Дательный
кто? что?
Винительный кем?
чем?
Творительный кого?
чего?
Предложный кого?
что?
|
№3.
Продолжи
предложение.
Начальная
форма имени существительного – это _____________________
|
№4.
Продолжи
предложение.
Начальная
форма имени прилагательного – это
_____________________
|
- Попробуйте сформулировать тему урока. ( «Повторение изученного по частям речи»)
- Как вы, думаете,
какова наша цель? (узнать как можно
больше о сущ., прил., глаг.. И грамотно писать)
-Молодцы! Вот
и получаем мы с вами первый наш весенний цветок. (подснежник)
IV. Оформление тетрадей
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и
правила посадки при письме.
Записываем: Четырнадцатое марта. Классная работа.
V. Чистописание.
- Традиционно наш урок продолжит конкурс «Король письма».
Запишите двустишие о весне.
Вмиг пропала тишина:
По земле пошла Весна.
Как вы понимаете слово вмиг?
-Объясните написание орфограмм. Укажите знакомые части речи.
Ученики работают самостоятельно, один у доски
надписывает части речи и подчеркивает орфограммы.
-За хорошо выполненную работу мы еще один цветочек
получаем в наш букет! (одуванчик)
VI. Работа по
теме урока.
-Ребята,
Весна для нас оставила загадки,
давайте попробуем их отгадать. А вот отгадки находятся в красивой корзине, и мы
их будем там искать.
Загадки.
Она приходит
с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ...
(Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
(Апрель)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)
- Молодцы! Очень хорошо умеете отгадывать загадки.
-Посмотрите, ребята, на эти слова и скажите, что их
всех объединяет? ( это все имена существительные, неодушевлённые, все стоят в единственном
числе и в именительном падеже).
-Умницы! Вот и еще один цветок для нашего букетика
заработали. (нарцисс)
VII.
Физкультминутка.
Потанцуем под веселую весеннюю песенку «Солнечные
зайчики…»
VIII.
Словарно-орфографическая работа.
Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и
представьте, что мы вместе с Весной идём по лесу, слегка подёрнутой зелёной
дымкой ,а вот вдали показалось белое пятно, словно снежное покрывало! Открываем
глаза, что же это за покрывало в мае ?! (
ландыши )
- Посмотрите,
какие они красивые, а под ними
слова, это задания от Весны:-
Гр..за
в…сна н…бесный ш…гает
пол…вает д…ждевые
-На какое правило эти слова? Как проверяем?
-1ряд выписывает только сущ., 2 ряд –прилаг., 3 ряд
- глаголы.
-Проверяем. Ученик зачитывает слова, которые
записал, а остальные проверяют.
- Справились с заданием. А мы будем срывать ландыши ? (нет .Почему?)
-А какие ещё весной
распускаются цветы? (подснежники, одуванчики,)
Ещё один цветочек появился в нашем весеннем букете!(ландыш)
IX. Работа
с учебником.
Упр.141, с. 81
1вариант – 1,2,3 предложение; 2 вариант – 4,5,6
предложения.
Х.
Самостоятельная работа по карточкам. (10 мин)
-Ребята,
работаем самостоятельно. Каждый ученик
получил карточку с заданием.
Карточку подпишите и выполняйте все, что там указано.
1 уровень
Озаглавь текст. Укажи часть речи над каждым словом. Выделенное
слово разбери по составу.
Наступила ранняя
весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет пушистыми почками. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи
солнышка осветили лес тёплым светом.
2 уровень
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни
грамматическую основу в каждом предложении. Выделенное слово разбери по
составу.
Проходят х..лодные ненас..ные дни. Наступает в..сна.
Солнце вес..ло светит. Поют птицы. Радос..но журчат руч..и. Прил..тели веселые грачи. Из з..мли п..казалась тра..ка.
3 уровень
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Над именами
существительными укажи падеж, число и род. Выделенное слово разбери по составу.
Наступила радос..ная в..сна. Погода стоит прекрас..ная. Бл..стят гла..кие молодые
листья б..рез. Широкая д..рога покрыта мелкой тра..кой. В..сеннее солнце своими
лучами ласкает всю з..млю.
-За вашу самостоятельную работу мы прибавляем ещё один цветочек в наш
весенний букет! (роза) Всего у нас
получился букет из 5 прекрасных весенних цветов для весны. Вам понравился
букет?
XI.
Итог урока. Рефлексия (1 мин.)
А урок?
Что нового вы узнали?
Чему учились?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие задания вызвали затруднения?
Что мы с вами должны помнить, бывая на природе?
– Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое
желает выполнить, то и записывает в дневник:
1) Подобрать и записать в тетради 3 загадки о весне.
2) Придумать и записать 3 предложения о весне,
определить и обозначите части речи.
3) Написать сочинение о весне.
Спасибо за урок!
|