Вторник, 14.05.2024, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов 

       Галины Комар

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! Чтобы иметь доступ ко всем материалам, необходимо зарегистрироваться или войти под своим именем. Буду признательна, если Вы оставите свои комментарии и пожелания в "ГОСТЕВОЙ КНИГЕ" сайта!
КОЛЛЕГАМ

Каталог статей

Главная » Статьи » технологии » опыт реализации

Игровые технологии обучения

В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

Игра – ведущий  вид деятельности для дошкольного возраста,  все следующие периоды  со своими ведущими  видами деятельности не вытесняют игру.  А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.   Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

      В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация  по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего это:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

        Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

              1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

              2)доступность для учащихся данного возраста;

              3)умеренность в использовании игр на уроках.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

     Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Дети любят необычные задачи в стихах, которые не только  развивают смекалку, но и математические способности.

В этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются выполнять их.

Учебные задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Названные игры, как я уже сказала,  представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто больше?", "Угадай-ка!". 

Категория: опыт реализации | Добавил: galkakom (01.12.2013)
Просмотров: 5228 | Теги: игровая технология, игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
КОНКУРС
Мой сайт принимает участие в конкурсе "Лучший персональный сайт педагога"
Поиск
ВИДЕО
НАША ШКОЛА
Случайное фото

Copyright MyCorp © 2024