«ПортСовременные дети
значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система
образования. В первую очередь изменилась
социальная ситуация развития детей.
1. Резко возросла
информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения
ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ
оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение
кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе —
несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма
информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной.
Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую
угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию.
Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться уже на первой ступени
обучения, система образования должна в полной мере использовать новые
возможности — информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы
обучения и др.
2. Современные дети
относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
Телевидение, видео вытесняют чтение как
познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой
культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического
мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов
различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным
оказывается богатство мировой художественной культуры и
справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала
передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа
вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать
целенаправленно, осмысленно, творчески.
3. Для
жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со
сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые
коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная
деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются
ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это
значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и
взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной
отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.
4. Большинство
современных детей, в отличие от детей
прошедшего XX в., не участвуют
в деятельности детских и подростковых общественных организаций
и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт
коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда
на благо общества.рет» выпускника начальной школы.
|